Правила осуществления перевозок железнодорожным транспортом скоропортящихся грузов (п. 1)

Правила осуществления перевозок железнодорожным транспортом скоропортящихся грузов (п. 1)

1.1. Данные Правила составлены на основании статьи 3 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 170) и нормируют процедуру осуществления железнодорожной транспортировки скоропортящихся товаров.

1.2. Скоропортящимися являются грузы, требующие при перевозке железнодорожным транспортом защиты от влияния на них высоких или низких температур внешней среды, а также ухода или специального обслуживания на протяжении пути.

Номенклатура скоропортящихся грузов и максимальные сроки их транспортировки в зависимости от технологической или термической обработки и годового периода размещены в приложениях 1–5.

Периоды года в данном перечне Правил установлены в соответствии с климатическими данными по регионам России.

1.3. Грузы транспортируются в крытых и специализированных изотермических вагонах (рефрижераторах, молочных цистернах, термосах), морозильных и универсальных контейнерах.

Согласно статье 19 Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ (Собрание законодательства РФ, 2000, N 2, ст. 150) на транспорт, применяемый для железнодорожной и автоперевозки грузов по России, должны иметься оформленные в установленном законодательном порядке санитарные паспорта. Процедура их выдачи определяется органами Госсанэпиднадзора совместно с перевозчиком.

Согласно статье 22 Устава затраты перевозчика на освидетельствование транспортных средств и оформление на них санитарных паспортов должны возмещаться за счет отправителей или получателей груза.

Аналогичные документы в отношении вагонов, не являющихся собственностью перевозчика, получает владелец или арендатор данных средств железнодорожного транспорта.

1.4. На особых условиях, определяемых в соответствии с положениями статьи 8 Устава, грузы транспортируются в следующих случаях:

  • если они не определены в приложениях 1–5 к данному своду правил;
  • если грузы являются импортными и следуют из российских портов на отечественные железнодорожные станции;
  • если упаковка, тара и состояние груза не соответствуют нормам технической документации или принадлежат к новой категории;
  • при продолжительности транспортировки, превышающей максимальный срок, установленный данным перечнем Правил;
  • при применении подвижного состава, не предназначенного настоящими Правилами для транспортировки грузов;
  • при осуществлении опытных грузовых перевозок;
  • в прочих ситуациях, не учтенных настоящими Правилами.

Транспортировка ввозимых грузов через российские передаточные или пограничные станции с перегрузом на них может осуществляться в особых условиях по договору между клиентом и перевозчиком. Допускается заключение таких соглашений с экспедиционными компаниями, уполномоченными отправителями или получателями.

При осуществлении грузоперевозки на особых условиях отправитель делает соответствующую отметку в железнодорожной транспортной накладной согласно правилам заполнения документов.

1.5. В случае невозможности обеспечения заданного отправителем температурного режима или иных требований при помощи имеющихся в распоряжении вагонов и контейнеров перевозчик вправе не принимать заказ на транспортировку товаров.

1.6. Периоды года, которые учитываются при определении способа транспортировки груза, обусловленного климатической зоной его нахождения в пути следования, обозначены в приложении 6 к данному своду Правил.

Учитывая конкретные климатические условия, перевозчик, в том числе по обращению грузоотправителей, может на определенный срок менять время начала и окончания периодов, указанное в приложении под номером 6 к данному перечню Правил.

В процессе выбора метода транспортировки отправитель обязан учитывать планируемый срок доставки и время, в течение которого возможна перевозка груза. Кроме того, важно определить наиболее неблагоприятный период в различных климатических зонах пути следования товара с учетом обеспечения его сохранности и качества.

1.7. Грузы, предъявляемые к транспортировке, должны отвечать требованиям, определенным нормативной документацией (техническими условиями, стандартами и т. д.), удостоверяющей приемлемое состояние упаковки, тары и их содержимого.

Железнодорожная перевозка грузов осуществляется с помощью тары следующих видов: закрытых картонных, деревянных и дощатых ящиков, а также лотков, мешков, бочек, сеток, фляг, бидонов, барабанов, специальных стоечных поддонов.

Вышеуказанная тара должна быть прочной, исправной, чистой, не иметь следов течи, обеспечивать погрузку, извлечение и штабелирование груза с использованием механизированного оборудования.

Остывшее, охлажденное, подмороженное и замороженное мясо (туши, их половины или четвертины) допускается к транспортировке без упаковки.

При прохождении проверки состояния тары, упаковки или их наполнения отправитель предъявляет необходимую документацию (технические условия, стандарты и прочее), удостоверяющую соответствие характеристик груза нормативным требованиям. Если параметры перевозимого содержимого не отвечают критериям качества, транспортная компания вправе отказать в предоставлении своих услуг.

1.8. Транспортная компания и владелец железнодорожной инфраструктуры общего пользования вправе выполнить выборочную проверку состояния назначенных к перевозке грузов, упаковки или тары и их соответствие нормативным актам.

Данную процедуру осуществляют в процессе предъявления груза к транспортировке. Температуру замороженных, подмороженных, мороженых, охлажденных и остывших товаров фиксируют в момент их помещения в вагон. Отправитель обеспечивает вскрытие определенных мест с грузом и последующую после проверки упаковку перевозимой продукции, а также опечатывание контейнеров и вагонов запорно-пломбировочными устройствами (ЗПУ).

Владельцем железнодорожной инфраструктуры и перевозчиком не производится проверка соответствия перевозимого груза по товарной сортности в процессе его предъявления к транспортировке. Ими также не осуществляется контроль качества продуктов в герметичной упаковке (банках, бочках, бутылках и т. д.).

1.9. Предъявляя грузы к транспортировке, грузоотправитель должен представить перевозчику вместе с накладной соответствующий документ о состоянии товаров, датированный временем их погрузки в контейнер или вагон. В этой бумаге должно быть зафиксировано точное наименование, качество, срок транспортабельности продуктов в сутках и их температура перед погрузкой, а также для:

  • груза мороженого и охлажденного — температура товара при помещении в вагон;
  • остывшего и охлажденного мяса любого типа, битой птицы — дата забоя животных;
  • хлебопекарных прессованных дрожжей — время выработки, подъемная сила, стойкость, кислотность и влажность;
  • плодово-ягодных культур — дата сбора, помологический сорт (ампологический — для винограда);
  • овощей — ботанический сорт, время сбора;
  • брусковых жиров, маргарина для изготовления кулинарных, хлебопекарных или кондитерских изделий — показатель твердости;
  • товаров, транспортируемых в рефрижераторах — пределы допускаемых вариаций температуры в соответствии с задокументированными нормами.

Отправитель груза к накладной дополнительно прилагает следующее:
  • при транспортировке плодов косточковых, семечковых, бахчевых, цитрусовых культур, ягод, бананов, овощей и картофеля (плодоовощей) — документ о концентрации токсичных веществ в данной продукции и соблюдении правил использования пестицидов;
  • при перевозке сырья и пищевой продукции животного происхождения — свидетельство или сертификат ветеринарной службы, соответствующий правилам железнодорожных перевозок товаров, подконтрольных Госветнадзору;
  • при экспортно-импортной транспортировке и отгрузке плодоовощей, живых растений, посадочного и семенного материала из зон карантина — фитосанитарный сертификат, соответствующий нормам железнодорожных перевозок подкарантинных товаров.

На обратной стороне накладной в пункте «Особые заявления и отметки отправителя» отправителем указывается название, номер и время выдачи прилагаемых удостоверений и сертификатов.

1.10. При транспортировке продуктов в рефрижераторной секции отправитель обязан предъявить накладную и прочие сопроводительные бумаги на каждый вагон.
В верхней части транспортной накладной («Месте для особых отметок и штемпелей») отправитель проставляет гриф «СКОРОПОРТЯЩИЙСЯ» и дату истечения времени доставки.

1.11. Перевозчик может отказать в предоставлении своих услуг, если период транспортабельности, предписанный в удостоверении о качестве, а также предельное время перевозки меньше срока доставки, регламентированного правилами.

Груз также не транспортируется, если истекла дата хранения или суммарный срок хранения от момента производства до погрузки и доставки превышает время хранения, допустимое нормативной документацией.

1.12. Завоз отправителем товаров для погрузки в местах, предназначенных для общего пользования, санкционируется исключительно на основании принятой заявки на транспортировку продукции железнодорожным составом в согласованную дату погрузки.

Товары различной степени заморозки, охлажденные и остывшие продукты в летний и переходный сезоны, а также грузы с противопоказанием подморозки зимой необходимо доставлять на погрузочное место защищенными от воздействия температуры наружной среды.

1.13. Транспортировка в одном контейнере или вагоне грузов различных наименований возможна только для не воспринимающих и не выделяющих запахи продуктов, имеющих идентичные условия перевозки и методы обслуживания. В таком случае время их доставки не должно превышать максимального значения, установленного для товара с наименьшей стойкостью.

1.14. Перенаправление грузов при соблюдении максимальных сроков транспортировки допускается в следующих случаях:

  • на станциях первоначального назначения — с регистрацией нового документа о перевозке и приложением заново оформленного свидетельства о качестве товаров. Исключением является транспортировка грузов, следующих по документам прямого международного сообщения;
  • в пути следования, исключая транспортировку грузов, следующих по документации прямого международного сообщения, — по изначальным удостоверениям без предоставления нового свидетельства о состоянии товаров. При условии, что содержимое вагонов может быть доставлено в новый пункт назначения до истечения даты его транспортабельности, установленной в документе о качестве;
  • экспортных и импортных товаров, перевозимых по документам международного сообщения, — по первоначальным документам и свидетельству качества груза, если время транспортабельности продукта истекает после даты его доставки в пункт нового назначения.

Переадресовка невозможна в следующих ситуациях:
  • если период транспортабельности груза, обозначенный в документе о его качестве, заканчивается ранее даты его доставки в новый пункт назначения;
  • при транспортировке товаров на особых условиях, если договор сторон не предусматривает иные аспекты;
  • в случае отдельных вагонов с отцепкой из состава рефрижераторной секции.

1.15. Переадресовка грузов, находящихся под наблюдением ведомств Государственного ветеринарного надзора или Инспекции по карантину растений, производится согласно регламенту железнодорожных перевозок товаров, подконтрольных Госветнадзору, и требованиям транспортировки подкарантинного содержимого соответственно.

1.16. После истечения даты доставки переадресовка грузов может быть санкционирована только по результатам проверки качественного состояния товара с выдачей нового соответствующего свидетельства.

1.17. Скорость транспортировки грузов определяется и обозначается в накладной отправителем. При этом товары в рефрижераторах и специализированных изотермических вагонах перевозятся только с высокой скоростью.

1.18. При оформлении коммерческого акта о порче товаров, транспортируемых в рефрижераторных контейнерах и вагонах с поддержанием температуры, к нему прикрепляется выписка из рабочего дневника о режиме температуры в пути следования, засвидетельствованная подписью начальника бригады обслуживания.

1.19. Список грузов, нуждающихся в охране и сопровождении во время перевозки, определяется согласно правилам их железнодорожной транспортировки.

При транспортировке грузов с отоплением в переходные и зимний сезоны экспедиционная компания предоставляет закрытые вагоны без дополнительного оснащения. Печное оборудование предоставляется отправителем и монтируется им же или перевозчиком по соглашению. При определении стоимости контейнерных перевозок следует учитывать тип подаваемого контейнера.

Транспортировка с обогревом грузов в зимний период в сопровождении проводника отправителя или получателя осуществляется при температуре наружной среды не ниже -25 °C на всем пути следования и на дистанцию перевозки, не превышающую 5 000 км.

Совместная перевозка грузов и проводника в одном вагоне возможна во все периоды года.

1.20. Ветеринарно-санитарная обработка или промывка изотермических и крытых вагонов (рефрижераторов и термосов) вне зависимости от принадлежности осуществляется после их разгрузки перевозчиком за счет получателя, если договором сторон не предусмотрены другие условия.

Промывка и ветсанобработка специализированных вагонов (молочных, термосных, изотермических цистерн), а также универсальных и рефрижераторных контейнеров безотносительно их принадлежности выполняется грузополучателем, если другие условия не отражены в договоре сторон.

Номенклатура грузов, после транспортировки которых осуществляется промывка или обработка крытых вагонов, определена в приложении 12.

После осуществления разгрузки изотермические вагоны (термосные и рефрижераторные) всегда подлежат промывке. Исключение составляют случаи повторного использования этих прицепов после извлечения всех видов консервов, безалкогольных и слабоалкогольных напитков для осуществления сдвоенных процедур по транспортировке вышеперечисленных грузов. Для этого новым отправителем должна быть определена пригодность вагонов для осуществления подобной перевозки.

Реестр грузов, после транспортировки которых осуществляется санитарная обработка рефрижераторных, термосных и крытых вагонов, обозначен в приложении 13 к данному своду Правил.

Произведенная перевозчиком промывка или санитарная обработка вагонов и контейнеров оплачивается по фактическим затратам за счет получателя грузов.

Дезинфекция грузов и средств для перевозки осуществляется получателями или имеющими необходимые полномочия органами государственного контроля.

1.21. На рефрижераторные контейнеры и вагоны, в том числе подлежащие ветеринарно-санитарной обработке или промывке, после извлечения грузов в установленном порядке должны быть наложены:

1.21.1. получателем (или перевозчиком за счет получателя):

  • запорно-пломбировочные устройства (ЗПУ) в каждом случае после разгрузки специализированных рефрижераторных контейнеров и изотермических вагонов;
  • ЗПУ при направлении крытых вагонов на прохождение ветеринарно-санитарной обработки по категориям 1 и 2 согласно назначению, выданному органами Госветнадзора;
  • закрутка установленного типа — на вагоны крытого типа, направляемые на санитарную обработку по категории 1 или, если они не требуют промывки, по регулировочным назначениям;

1.21.2. грузоперевозчиком:

  • закрутка установленного типа — при направлении закрытых вагонов после осуществления промывки и санитарных работ всех видов;
  • ЗПУ — после осуществления ветсанобработки и промывки вагонов-термосов и рефрижераторов, а также при их направлении под погрузку и возврат на железные дороги других государств.

1.22. Органами Госветнадзора перевозчику выдается удостоверение на вагоны, которые прошли ветеринарно-санитарную очистку. После обработки АРВ-Э или рефрижераторных секций начальник обслуживающей бригады получает копию указанного документа. Она служит основанием для заполнения вагонов грузами, в число которых входят и подконтрольные органам Госветнадзора.