О перевозках в контейнерах

О перевозках в контейнерах

Семен Резер, президент российской Гильдии экспедиторов, уверен, что отставание нашей страны можно преодолеть только путем создания специальной государственной программы контейнеризации.

- Насколько для России необходимы грузоперевозки в контейнерах?

- Контейнерные перевозки действительно необходимы. Более того, следует создать федеральную программу контейнеризации сельского хозяйства и всех видов промышленности. Отдельная компания не сможет справиться с данной проблемой. В 90-е годы контейнеризацией был охвачен весь мир, но Россия до сих пор отстает в этом вопросе по всем направлениям. Наблюдается острая нехватка контейнеров, которые не производятся в нашей стране. Следующей проблемой является недостаточное количество контейнерных терминалов, причем терминалы для сорокафутовых емкостей отсутствуют полностью. В мировой практике грузоперевозок используются корабли, вместимость которых составляет до 9000 контейнеров, тогда как в России возможно принимать только суда не более чем на 5000.

- Какие факторы являются основными преимуществами таких транспортировок?

- Одним из основных преимуществ является уменьшение потребности в дополнительных складских помещениях. Контейнеры имеют собственную крышу, что особенно актуально в условиях постоянной нехватки площадей для хранения товаров. Благодаря их использованию появляется возможность автоматизации перевозок (с помощью подъемного крана и без участия грузчиков). Возможными становятся такие логистические решения, как доставка «точно вовремя», «от двери до двери» и другие. Перевозка в контейнере способствует повышению сохранности груза.

- Досмотр и вскрытие представляют довольно большую сложность. Существует ли опасность, что данный тип доставок может упростить нелегальное перемещение товаров и осуществление террористических операций?

- На пограничных станциях устанавливают оборудование, позволяющее просвечивать контейнеры рентгеновскими лучами и ультразвуком. Современное спутниковое оборудование позволяет контролировать состояние груза (например, температурный режим), а также целостность дистанционно. Данный тип перевозок удобен для перемещения любых видов товаров – от военного имущества до продуктов питания. Увеличение объема доставок с помощью контейнеров будет способствовать развитию страны и отвечает задачам национальной безопасности.

- Какие типы грузов экономически выгоднее перевозить таким образом?

- К данным товарам относятся продукты питания (соки, молоко, консервы и т.д.), автомобили и запчасти, товары народного потребления (обувь, одежда, холодильники, телевизоры и др.). Благодаря современным технологиям, в контейнерах можно перевозить насыпные грузы, что значительно удешевляет их транспортировку.

- В чем заключаются преимущества контейнерных транспортировок для железнодорожных компаний?

- За дополнительный сервис на железной дороге грузовладельцы готовы платить большие средства, поэтому перевозка грузов в контейнерах принесет железнодорожным компаниям ощутимую прибыль.

- Почему они до сих пор мало распространены в России?

- Основной причиной является недостаточное количество в стране емкостей и соответствующих терминалов, а также подвижного состава. Например, частные компании имеют около 2000 таких платформ, «ТрансКонтейнер» – 16000. Этого количества оборудования не хватает для их полноценного использования. Другим сдерживающим фактором являются высокие государственные тарифы на перевозки в контейнерах.

- Какое количество контейнерных терминалов необходимо для России?

- На данный момент «РЖД» располагает 44 терминалами, а требуется не менее ста двадцати. Целесообразным является возведение мультимодальных площадок в каждом городе и поселке с численностью населения от 300000 жителей. Вместе с объемами строительства будет расти количество контейнерных перевозок.

- Каков Ваш прогноз относительно развития отечественных доставок с помощью контейнеров?

- В России контейнерный оборот ежегодно увеличивается на 20-25 %, внутренние перевозки возрастают на 10-15 %. Скорее всего, такие темпы прироста сохранятся в ближайшие годы.