Грузы «сыграют в ящик»

Грузы «сыграют в ящик»

Контейнерными перевозками в России пользуются в несколько десятков раз реже, чем в других странах мира. По прогнозам экспертов в ближайшие семь лет в РФ ожидается 10-кратный рост грузооборота данного типа. При этом остается необходимость развития и других современных видов перевозок.

Не коробка, а клад

Контейнерные перевозки по России воплощают в себе технологичность и космополитичность современного грузооборота. Контейнер представляет собой стальную коробку стандартного размера, имеющую длину 6 и 12 метров (соответственно 20 и 40 футов). В данную транспортировочную емкость можно загрузить практически любой груз и отравить куда угодно, как почтовую посылку. Доставка осуществляется быстро и недорого. Это связано с тем, что, благодаря унифицированным размерам, контейнеры легко крепить, хранить и перегружать. Конструкция транспортировочной емкости дает возможность надежно закрепить внутри нее различные грузы, повышая их сохранность и защищая от неблагоприятных погодных условий (дождя, снега, ветра и др.). Складирование контейнеров возможно на открытой местности, что экономит время и денежные затраты перевозчиков и грузовладельцев.

Контейнерные перевозки начали появляться во второй половине 1950-х годов, чему способствовал послевоенный рост торговли между странами. Спустя 30 лет, благодаря развитию специализированной инфраструктуры, обработка контейнеров была поставлена на поток. В 2006 году общий объем перевозок между странами составил 380 млн. TEU (двадцатифутовый эквивалент). Контейнеры используются для доставки более 60 % всех грузов мира, пригодных для данного способа транспортировки.

Международный контейнерный бум совпал с развалом СССР. Инфраструктура страны на тот период времени была в полной мере современной. Все крупные морские порты имели специализированные терминалы. Но, несмотря на это, их пропускная способность позволяла ежегодно обрабатывать поток контейнеров лишь в несколько десятков тысяч. Оборот в европейских и китайских портах составлял более миллиона контейнеров в год.

Числа в кубе

Данные Института проблем транспорта РАН свидетельствуют о том, что в 2006 году общий объем контейнерных перевозок в РФ вырос, по сравнению с предыдущим годом, на 30 % и увеличился до 2,18 млн. TEU. Грузы на импорт при этом составили 54,3 %, на экспорт – 44,2 %, на транзит – 0,8 %. Таким образом, на долю контейнерных перевозок внутри России пришлось всего лишь 0,7 % из их общего объема.

В 2006 году по железным дорогам было осуществлено 18 % перевозок внутри страны. Объем грузооборота на экспорт по отношению к 2005 году увеличился на 18 % и достиг 212,6 тысяч TEU. Импорт стал выше на 36,8 % и составил 176,6 тысяч TEU, а транзитные перевозки сократились в 2,5 раза и пали до 9,5 тысяч TEU.

В России с использованием контейнеров перевозится лишь 1,9 % всех пригодных для данного способа транспортировки грузов (среднемировое соотношение составляет 60 %). По другим данным, показатели для РФ несколько выше: 3 % – для грузов внутри страны, 5-7 % – для товаров, которые идут на экспорт.

Отечественные экспедиторы и грузоотправители подтверждают, что используют такие перевозки нечасто.

Контейнерный прогноз

В ближайшие годы ситуация с организацией таких перевозок в РФ должна улучшиться. Специалисты Института проблем транспорта РАН полагают, что их увеличение будет происходить ускоренными темпами вместе с развитием внешней торговли. К 2014 году объем контейнерных перевозок по железным дорогам и морским портам должен вырасти до 12-14 млн. TEU в год.

Между тем, Александр Кондратьев (президент МАкТ – Международной академии транспорта) призывает обеспечить развитие не только этим перевозкам, но и всей системе грузоперевозок в целом. По его мнению, контейнерные перевозки не способны решить всех проблем, они являются лишь специфической составляющей общей системы обслуживания грузопотоков, и необходимо дальнейшее повышение эффективности всех видов перевозок, включая смешанные, интермодальные и мультимодальные.